Украина, АР Крым, г. Симферополь
Юридический адрес: ул. Севастопольская, 17-А
Местонахождение: ул. Морозова, 13
тел: 38 (0652) 706-915, 706-276, 8-050-947-63-51, 8-050-819-54-57
e-mail: tours-crimea@yandex.ru , www.tours.crimea.ua

 

Забронировать тур


 

 

Музеи Крыма

Музеи Алушты

АЛУШТИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
С. Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО

Музей открыт 6 мая 1962 г. в доме, который был построен в 1906 г. на склоне горы Хурда-Тарлы, которая ныне называется Орлиной. Здесь в течение 1906-1958 гг. жил Сергеев-Ценский (Сергеев Сергей Николаевич) - (30.IX.1875-3.XII.1958) - русский советский писатель.
Дом окружен парком-садом, с большой любовью взлелеянным писателем на бывшем пустыре. В этом доме С. Н. Сергеев-Ценский написал романы-эпопеи "Преображение России", "Севастопольская страда", а также много других романов, повестей, стихотворений и басен. Дом был свидетелем многих интересных встреч С. Н. Сергеева-Ценского с писателями: А. Куприным, И. Шмелевым, М. Горьким, К. Чуковским, А. Новиковым-Прибоем, С. Маршаком, К. Треневым, А. Перегудовым, А. Первенцевым, Е. Поповкиным и другими. Во время Великой Отечественной войны дом был разрушен немецко-фашистскими захватчиками, восстановлен в 1946 г., в настоящее время он состоит из пяти комнат и трех веранд. В комнатах дома (кабинет, библиотека, столовая, гостиная, комната жены) полностью сохранена обстановка, которая была при жизни писателя. В бывшей зимней кухне представлена часть интерьера рабочего кабинета из московской квартиры. Комнаты опоясывают три веранды. Южную А. Куприн прозвал "шагальней", так как писатель любил расхаживать по ней, обдумывая свои произведения. На западной и восточной размещается литературная экспозиция, раскрывающая жизнь и творческую деятельность С. Н. Сергеева-Ценского. Это единственный в стране музей, где собрано большинство материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя. В фондах музея насчитывается более 22 тысяч музейных предметов: рукописи, документы, архивные материалы, книги, журналы, личные вещи, картины И. Е. Репина, С. Колесникова, С. Семирадского и других художников. В личной библиотеке писателя насчитывается более 10 тысяч единиц, имеются уникальные издания.

 

ДОМ-МУЗЕЙ АКАДЕМИКА АРХИТЕКТУРЫ А. Н. БЕКЕТОВА

Расположен в Профессорском (Рабочем) уголке, на берегу моря. Памятник усадебной архитектуры 1896 г.
Одно из ответвлений долины Чолмекчи, у выхода к морю, носит название Баар-Дере ("весеннее ущелье"). Такое же имя, "Баар-Дере", присвоил своей даче крупнейший русский физикохимик, основоположник современной физической химии Николай Николаевич Бекетов (1827-1911).
Дача одного из сыновей Н. Н. Бекетова - Алексея Николаевича (1862-1941), архитектора, впоследствии академика, находилась рядом с отцовской. В 1895 г. Н. Н. Бекетов подарил сыну, уже тогда известному архитектору, участок земли, на котором год спустя был построен дом, возведенный по проекту хозяина. А когда старый дом отца сгорел, Алексей Николаевич выстроил для него флигель рядом со своим.
Деятельность А. Н. Бекетова как архитектора была исключительно плодотворной. В своих проектах он следовал формам ренессансного и русского классического зодчества. Характерный образец его творчества - здание Дворянского театра в Симферополе, возведенное в 1911 г. По проекту А. Н. Бекетова построен один из корпусов санатория "Рабочий уголок", бывший пансион (1912). С наибольшей силой талант А. Н. Бекетова проявился в строительстве административных и культурных зданий его родного Харькова, а также Киева, Ростова-на Дону, Баку.
В 1941 г. А. Н. Бекетов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Украинской ССР.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ И. С. ШМЕЛЕВА

Единственный в СНГ музей, повествующий о самобытном русском писателе, одном из ярких представителей русского зарубежья.
Впервые Иван Сергеевич Шмелев (03.X.1873-24.VI.1950) побывал в Алуште в 1907 г. - на даче своего редактора Д. И. Тихомирова (педагога и издателя детского журнала), в Профессорском Уголке. Крымская природа, ее роскошь и великолепие, произвели на писателя большое впечатление, которое отразилось позже в рассказах "Под горами" (1907) и "Виноград" (1913). Шмелеву хотелось поселиться в Крыму, он не раз говорил об этом в письмах к сыну (в действующую армию в 1916-1917 гг.). В 1917 г., после месячного летнего пребывания на даче у С. Н. Сергеева-Ценского, ему удалось сговориться и купить находящийся неподалеку участок Машковцева. Шмелев намеревался строить дом, сажать виноград, наслаждаться чудесным Крымом и даже завести лошадь...
Мечта - жить в Крыму - сбылась для Шмелева, но страшным образом. Здесь он пережил все ужасы гражданской войны. Летом 1918 г. он уехал из Советской России в занятую немцами Алушту, где гостил сначала у Ценского, потом у Е. Н. Тихомировой, вдовы своего редактора. Позднее жил в собственном маленьком домике. Когда весной 1922 г. он возвратился обратно в Москву, поэт И. А. Белоусов, друг писателя, вспоминал: "…Шмелев вернулся в Москву, я едва узнал его при встрече: вместо живого, подвижного и всегда бодрого, я встретил согнутого, седого, с отросшей бородой разбитого человека. В Москве он несколько поправился, но страшно тосковал, что не может писать".
Во имя будущего литературного труда Шмелев эмигрировал в 1922 г. во Францию, видя единственный смысл жизни в долге рассказать миру о том, что произошло в России. Первое же его произведение - "Солнце мертвых" - о страшном голоде в Крыму в 1921 г. - было переведено на 5 языков и вызвало горячие отклики лучших писателей мира. Истории создания романа посвящен специальный раздел экспозиции.
И. С. Шмелев в своих книгах не пишет о зверствах, очевидцем которых был. Здесь нет статистики и не анализируется политическая ситуация. Он пишет о душе человеческой, о "судорогах" этой души в страшных кровавых испытаниях. Бред, меркнущее сознание, "подполье" и его тайники; сбивчивый ритм повествования, захлеб, поток сознания; страшные темы преступления и безумия - все это в крымских рассказах Шмелева напоминает Достоевского.
Экспозиция музея отражает основные этапы жизни И. С. Шмелева, главное внимание уделено алуштинскому периоду 1917-1922 гг., годам жизни и творчества в эмиграции. Картины, мебель, предметы быта, книги и фотографии создают образ неосуществленной мечты И. С. Шмелева: иметь среди роскошной крымской природы свою собственную писательскую мастерскую.

 

АЛУШТИНСКИЙ ФИЛИАЛ КРЫМСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Алуштинский краеведческий музей открыт в 1971 г. Основой его была коллекция общественного историко-революционного музея, созданного в 1966 г. Музей расположен на территории Приморского парка, в здании виллы "Модерн", принадлежавшей доктору П. Ц. Махлису. Здание построено приблизительно в 1910-1912 гг. В 1987 г. был пристроен выставочный зал, в котором экспонировалось более 120 выставок. В 2000 г. проведена реконструкция и полная реэкспозиция.
В собрании музея около 8 тысяч экспонатов - археологические коллекции (в том числе из раскопок крепости Алустон и средневекового поселения Партенит), нумизматический и этнографический материал, личные вещи участников гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранов партии, героев труда, деятелей науки и культуры, редкие документы и фотографии по истории города, свидетельства развития промышленности и сельского хозяйства, курортного строительства в Алуштинской зоне.
Экспозиция отражает историю г. Алушты и побережья от м. Башенного до Аюдага с древнейших времен. Самому древнему экспонату - 50 000 лет.
Функционируют выставки:
АЛУСТОН - экспонаты V-XIV вв., найденные при раскопках на территории крепости.
АЛУШТА: ОТ ДЕРЕВНИ К ГОРОДУ - история города с 1768 по 1917 гг. Большинство экспонатов представлены впервые.
АЛУШТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - фотографии, документы, рассказывают о людях, принимавших участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Впервые представленные на выставке оружие и предметы быта были найдены на местах боев и на территории базы Алуштинского партизанского отряда.
В ЦАРСТВЕ ХРОНОСА - более 1000 предметов из частного собрания жителя г. Запорожья позволят совершить путешествие в царство бога времени.
МГНОВЕНИЕ И ВЕЧНОСТЬ - выставка произведений современного алуштинского художника Николая Ивановича Смирнова. Картины, не имеют аналогов в мировом изобразительном искусстве, что подтверждено мнением экспертов Г. Б. Зайцева и В. С. Немцовой. Первое впечатление - перед вами отполированная каменная плита с необыкновенно красивой текстурой. И только потом приходит понимание, что это написано художником. Метод "метафизического романтизма" смещает привычные представления зрителя, ошеломляет своей необычностью.

 

МУЗЕЙ ПРИРОДЫ КРЫМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАПОВЕДНО-ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

Музей был основан в 1923 г., одновременно с созданием Крымского государственного заповедника и лесной биологической станции на территории бывшей "царской охоты". Располагался в помещениях бывшего Козьмо-Дамиановского монастыря. Во время войны, в 1942 г. музей уничтожен фашистами. В 1957 г., по инициативе Н. С. Хрущова, решившего поразить своих высокопоставленных гостей крымской охотой, заповедник получил статус заповедно-охотничьего хозяйства. Его филиалами в 1978 г. стали: заповедник Лебяжьи острова, имеющий международное значение, и Каркинитский государственный заказник. Животный и растительный мир этих заповедных зон представлен в открытом 15 апреля 1976 г. Музее природы. Вместе с созданным рядом с ним в 1982 г. дендрозоопарком, музей является природоохранным отделом Крымского заповедно-охотничьего хозяйства.
В собрании музея около 800 экспонатов: геологические, флористические и фаунистические коллекции.
Экспозиция открывается материалами об истории заповедно-охотничьего хозяйства. Рельефные карты дают наглядное представление о границах хозяйства, его филиалов.
В следующем зале экспонируется схема эволюции растительного мира и приведена классификация произрастающих в заповеднике высших (1150 видов) и низших растений. Специальные разделы посвящены геологии, почвам, растительному покрову: сосновым, буковым и дубовым лесам, редким и исчезающим видам растений, охране природы. В последнем зале демонстрируется карта "Природные заповедные объекты Крыма". Экспозицию украшают диорамы - "Никитская яйла", "Сосновый лес", "Буковый лес", "Дубовый лес".
В отделе зоологии посетители знакомятся с эволюцией фауны, с видовым составом животного мира заповедника: здесь обитают 39 видов млекопитающих, 185 - птиц, 8 - рыб, 14 видов амфибий и рептилий; на Лебяжьих островах и в прибрежной зоне - более 230 видов птиц. Демонстрируется первоклассная коллекция птиц. Об уникальном уголке крымской природы дает представление диорама "Лебяжьи острова".
В вольерах дендрозоопарка живут благородные олени, косули. кабаны, муфлоны, белки-телеутки, гибридные фазаны "охотничьи", черные грифы и др.

 

Музеи Ялты

ЯЛТИНСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Музей основан в 1892 году. Коллекция музея насчитывает более 130 тысяч единиц хранения. В состав музея входят отделы археологии, истории, культуры Ялты XIX - начала XX веков, отдел выставок, а также литературный музей Леси Украинки, дом-музей Н. З. Бирюкова.
В старинном особняке XIX века по ул. Пушкинской в 2004 году была открыта первая в Крыму - "Золотая Кладовая". На выставке "Сокровища эллинов, римлян, готов" посетителям предоставляется редчайшая возможность увидеть драгоценные уникальные находки из археологических памятников Большой Ялты (святилища у перевала Гурзуфское Седло античного времени, южнобережных гото-аланских некрополей V - X веков, и др.) Многие из демонстрируемых предметов не имеют аналогов в музейных собраниях мира.
Экспозиция "Прошлое Ялты: археология, история, этнография" продолжает знакомство с историей Южного берега Крыма и города Ялты на базе музейных коллекций. Здесь можно увидеть самые ранние в Восточной Европе галечные орудия, возрастом 800 - 700 тыс. лет, предметы материальной культуры легендарных тавров, материалы из раскопок римской крепости Харакс, вещи обнаруженные археологами при раскопках средневековых укреплений, поселений, некрополей, христианских храмов. Особое место в экспозиции занимает одна из лучших в Крыму коллекция декоративно-прикладного искусства татар Южного берега Крыма XVIII - первой половины XX веков. Исторические документы, планы старой Ялты, подлинные видовые фотографии и иллюстрированные открытки знакомят с историей Ялты со времени утверждения ее в статусе города (1838 г.) до превращения ее в лучший курорт России начала XX века. Отдельные зал посвящен главной улице города - Набережной.
В этом же, здании музея на выставке "Шедевры из фондов музея" представлены: античные вазы чернофигурного и краснофигурного стилей из коллекции Великого князя Александра Михайловича, изделия из бронзы, слоновой кости, фаянса и фарфора мастеров Азии и Европы, которые в XIX - в начале XX века украшали дворцы, дворянские особняки Южного берега Крыма.

 

МУЗЕЙ ЛЕСИ УКРАИНКИ

Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка (1871-1913) три года проживала в Крыму, который стал колыбелью ее творчества. Здесь она написала циклы поэзии "Кримскi спогади", "Кримскi вiдгуки", рассказ "Над морем", драматическую сцену "Ифигения в Тавриде".
Музей Леси Украинки в Ялте был открыт к 120-летию со дня рождения поэтессы 25 февраля 1991 года. Он находится в бывшем барском особняке Е. Ф. Лищинской. Осенью 1897 года Леся Украинка останавливалась в одном из доходных домов купчихи Лищинской.
В экспозиции музея представлены: прижизненные издания произведений Леси Украинки, фотографии родных и близких, которые знакомят с жизнью и творчеством поэтессы, типовая мебель, украинские национальные костюмы, рисунки конца XIX - начала XX веков.

 

ДОМ-МУЗЕЙ И. З. БИРЮКОВА

Вход через Пионерский парк. Музей находится в доме, где прошли последние годы жизни известного русского писателя, автора романов «Чайка», «Воды Нарына» и других. Судьба писателя трагична: тяжелый недуг еще в молодости приковал его к постели. Несмотря на полную неподвижность, он вел активный образ жизни: совершал поездки по Крыму, встречался с людьми, работал над книгами. В Крыму он написал роман «Твердая земля», публиковал очерки и статьи. Мемориальный музей открыт 15 ноября 1970 г. Организатором его была жена писателя Анна Ильинична.

 

ДОМ-МУЗЕЙ А. П. ЧЕХОВА

В Ялту Чехов приезжал неоднократно. В 1898 году, в связи с обострившейся болезнью легких, по совету врачей он выбирает Южный берег Крыма для постоянного места жительства.
В октябре 1895 года писатель, живший первое время на частных дачах, покупает на окраине Ялты в деревне Верхняя Аутка небольшой участок земли. Строительство дома Чехов поручил молодому архитектору Л. Н. Шаповалову. В планировке комнат принимал участие сам писатель. В сентябре 1899 г. вместе с матерью Евгенией Яковлевной он отпраздновал новоселье.
Одновременно с постройкой писатель занимается благоустройством участка. Руками Чехова в каменистый грунт было высажено более 150 видов различных деревьев и кустарников.
Уютный чеховский дом становится местом паломничества представителей передовой русской культуры. В гостях у Чехова побывали А. М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. Г. Короленко, Н. Д. Телешов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.
Несмотря на тяжелую болезнь, Чехов не переставал работать. Здесь из-под его талантливого пера выходят рассказы "Дама с собачкой", "Архиерей", "На святках", "Невеста", повесть "В овраге", пьесы "Три сестры", "Вишневый сад". Было подготовлено к изданию полное собрание его сочинений.
В день освобождения Ялты гостеприимный чеховский дом снова распахнул свои двери. Первыми посетителями были советские воины. А затем здесь побывали С. Я. Маршак, М. С. Шагинян, М. А. Алигер, К. Г. Паустовский, И. С. Козловский и многие другие деятели культуры.
С каждым годом пополняются фонды Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. Сейчас количество экспонатов достигло 25 тысяч. Самые ценные из них - автографы А. П. Чехова, прижизненные издания его произведений, фотографии, личные вещи Антона Павловича, визитные карточки и фотографии с дарственными надписями художников, актеров, литераторов-современников Чехова; 8 живописных работ И. И. Левитана. Полностью сохранилась обстановка гостиной, спальни и рабочего кабинета писателя.
До нашего времени сохранилось около половины растений, посаженных писателем. В углу сада - "горьковская скамья". На ней любили сидеть и беседовать Чехов и Горький.
В мемориальном доме девять комнат: на первом этаже - столовая, комната жены писателя - О.Л. Книпер-Чеховой, комнаты для гостей, на втором - комната матери Е. Я. Чеховой, гостиная, рабочий кабинет, спальня писателя. Сегодня обновленная "Белая Дача" Чехова выглядит такой уютной и красивой, как и при жизни писателя. В 1964 году рядом с чеховской усадьбой возведено здание литературной экспозиции.
В Гурзуфе работает отдел музея - "Дача А. П. Чехова", где представлена экспозиция, посвященная пьесе А. П. Чехова "Три сестры" и Московскому художественному театру.

 

МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ АЛЕКСАНДРА ІІІ

В Верхней Массандре находится один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма - дворец императора Александра III. Построен он у склонов горной гряды, в уединенном месте, окруженном лесом. Любопытна история дворца. Строить его начали в 1881 г. по заказу наследника губернатора - князя С.М.Воронцова, но год спустя князь умер. В 1889 г. Массандровское имение Воронцовых вместе с недостроенным дворцом купили для императора Александра III. Через три года строительство дворца было завершено, но и Александру III пожить в нем не пришлось: в 1894 г. он скончался в Малом Ливадийском. В советское время долгие годы этот прекрасный архитектурный памятник был закрытым "объектом". В царском дворце, ставшем госдачей, останавливались на отдых руководители партии и правительства бывшего СССР. В настоящее время дворец является объектом экскурсий.

 

ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ

Ливадийский дворец Ливадия - живописный уголок Южного берега Крыма, судьба которого вобрала в себя поворотные моменты истории.
Летняя резиденция последнего русского царя. Первый санаторий для крестьян в 20-е годы. Государственная дача руководителя советского государства И. Сталина в первые послевоенные годы.
Ливадийский дворец был построен по проекту ялтинского архитектора Н. П. Краснова (1864-1946), получившего за сооружение этого дворца и ряда других построек на Южном берегу Крыма звание академика русской архитектуры. Строительство продолжалось с апреля 1910 года по сентябрь 1911 года - 17 месяцев. Здание выдержано, в основном, в стиле Возрождения с включением мотивов византийской (церковь), арабской (внутренний дворик), готической (колодец с химерой) архитектуры. Различные архитектурные стили - своеобразная дань моде XX века - использованы и в оформлении интерьеров дворца.
В конце Второй мировой войны Ливадия была избрана местом встречи глав трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, на которой решались вопросы окончания Второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Конференция проходила в Белом зале дворца с 4 по 11 февраля 1945 года. О работе Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года и ее решениях рассказывают материалы, представленные в залах первого этажа. В кабинете - лаборатории Ф. Рузвельта исследователи и специалисты могут познакомиться с документами и книгами, посвященными "эре Рузвельта". Особую ценность представляют книги участников Крымской конференции.
На втором этаже - экспозиция "Романовы в Ливадии". Отдел художественных выставок знакомит посетителей с различными выставками и экспозициями из музеев Крыма, Украины, частных коллекций.

 

ВОРОНЦОВСКИЙ (АЛУПКИНСКИЙ) ДВОРЕЦ

Музей открылся зимой 1921 г. в парадных залах дворца - уникального памятника русской архитектуры эпохи романтизма первой половины XIX в., построенного для видного военного государственного деятеля России графа (а впоследствии Светлейшего Князя) М. С. Воронцова, генерал-губернатора Новороссии.
Строился дворец в течение 20 лет (1828 - 1848) из местного камня диабаза, отличающегося особой прочностью, крепостными М. С. Воронцова - потомственными владимирскими каменотесами. Богатая декоративная отделка интерьеров выполнялась талантливыми народными мастерами-резчиками по камню и дереву, лепщиками, вышивальщицами.
Автором проекта дворца был видный представитель английского архитектурного романтизма Эдуард Блэр. Творчески переработав стиль английской архитектуры XVI в. (так называемый стиль Тюдор), он применил его в развитии - от наиболее ранних форм, восходящих к рыцарскому замку (западная часть дворцового ансамбля), до развитых форм, характерных для загородного тюдоровского дома (северный парадный двор). В оформлении южного фасада центрального корпуса использованы элементы архитектуры Индии XVI в. Благодаря удачно найденным архитектурным формам дворец приобрел неповторимый романтический облик.
Интересное архитектурное решение дворцового ансамбля, искусное использование местного строительного материала, талант камнетесов и других мастеров из народа, сооружавших и оформлявших дворец, гармоничное слияние его с окружающим ландшафтом - все это делает Алупкинский дворец уникальным памятником архитектуры XIX в.
Коллекции дворца начали формироваться при первых владельцах дворца - Воронцовых. В первые революционные годы после национализации дворца оставшееся имущество было дополнено художественными произведениями из других южнобережных дворцов.
В настоящее время собрание музея составляет свыше 11 тыс. экспонатов. Наибольшую ценность представляют живописные произведения русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в редкой технике - черной манере, гарнитуры мебели, изготовленные русскими крепостными и английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы известного французского бронзовщика Томира и русских фирм. В частично сохранившейся мемориальной библиотеке насчитывается около 6 тыс. книг, рукописных нот, архитектурных чертежей и географических карт. Наибольший интерес представляет политическая литература периода Великой французской революции 1789 г. - издания французских писателей Дидро, Вольтера, собрание речей, произнесенных в английском парламенте, русские издания конца XVIII - начала XIX вв.
Музей в настоящее время занимает центральный, столовый, библиотечный и гостевой корпуса. В парадных залах первого этажа центрального и столового корпусов, сохранивших свое декоративное оформление, создана основная экспозиция, соответствующая характеру архитектурного памятника и дающая представление о дворцовых интерьерах 30 - 40-х гг. XIX в.

МУЗЕЙ КУЛЬТУРЫ ЯЛТЫ

Экспозиция рассказывает о культурной жизни Ялты на рубеже XIX - XX веков, пребывании на Южном берегу Крыма выдающихся деятелей отечественной культуры: М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. А. Спендиарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, Ф. А. Васильева и многих других.
Музей находится в особняке XIX века, в меблированной квартире которого каждый предмет - подлинник. Мемориальная мебель из домов известных ялтинцев - врача В. Н. Дмитриева, драматурга С. Я. Найденова, историка и инженера А. Л. Бертье - Делагарда, писателя и врача С. Я. Елпатьевского - воссоздают не только быт конца XIX - начала XX века, но и атмосферу культурной жизни города того времени.

 

КРЫМСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ


Крымский краеведческий музей был основан в 1921 г. в результате объединения музея древностей Таврической ученой архивной комиссии, основанного одновременно с ТУАК в 1887 г., и естественноисторического музея, существовавшего с 1899 г. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей прошлого: А. Х. Стевена, А. И. Маркевича, А. Л. Бертье-Делагарда, С. А. Мокржецкого, Н. Н. Клепинина, П. П. Сушкина, С. А. Зернова и многих других.
В период фашистской оккупации музей был разграблен, многие уникальные экспонаты и книги оказались вывезенными в Германию. Но часть их удалось спасти. 13 апреля 1944 г. Симферополь был освобожден, а уже 21 апреля, благодаря героическим усилиям сотрудников, открылись отделы природы и истории дореволюционного прошлого. 1 мая 1945 г. начали работу историко-революционный отдел и экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне.
В музее собрано более 80 тыс. экспонатов. Наиболее значительны коллекции графики конца XVIII – начала XX вв., прикладного искусства, нумизматики, археологических находок, которые отражают практически все периоды истории Крыма от палеолита до средневековья. Богаты здесь фототека и негатека, документальное собрание всех архивов ТУАК, Таврического общества истории, археологии и этнографии, личных архивов выдающихся ученых: П. И. Кеппена, А. Х. Стевена, А. Л. Бертье-Делагарда. Важную часть коллекций составляют фонды деятелей истории, науки, культуры, участников гражданской и Великой Отечественной войн, героев труда. В хранилищах – значительный этнографический материал, огнестрельное и холодное оружие XVI – XX вв., русские и советские награды, медали, значки.
Естественный раздел содержит экспонаты, раскрывающие геологию, растительный и животный мир полуострова.
Экспозиция отдела природы знакомит посетителей с географическим положением Крымского полуострова, его природными зонами, рельефом, геологией, полезными ископаемыми, редчайшими образцами палеонтологических находок, водами и почвами Крыма. Здесь же – свидетельства научной деятельности исследователей полуострова: академиков В. И. Вернадского, В. А. Обручева, А. Е. Ферсмана и др., современных научно-исследовательских институтов. Гербарии, чучела, биогруппы и диорамы позволяют наглядно представить разнообразный растительный и животный мир Крыма, Черного и Азовского морей. Выдающимися работами препараторско-таксидермической школы являются чучела, созданные в музее 70 – 80 лет назад. Демонстрируется редкостная по количеству (около 500), полноте и научной изученности коллекция крымских бабочек. Широко показаны виды, занесенные в Красные книги.

 

КРЫМСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕКСИЙ МУЗЕЙ


Впервые этнографический отдел в Крыму был создан при Центральном музее Тавриды 18 мая 1923 года. Его коллекции - это конфискованные после октября 1917 года художественные ценности из дворцов Южного берега Крыма. Этому способствовал приказ Крымской ЧК, который предписывал при конфискации имущества буржуазии все предметы искусства и культуры передавать в музей и хранилища Крымохриса, а его сотрудников допускать к осмотру хранилищ ЧК и выдавать им предметы для помещения в музей.
1 октября 1927 года за Центральным музеем Тавриды для размещения ряда его отделов, в том числе и экспозиции по этнографии, было закреплено здание бывшего приюта графини Адлерберг по ул. Пушкинской.

В 20-е годы были организованы экспедиции по изучению быта и культуры национальных районов: татарских, болгарских, греческих колхозов, крымчакских и еврейских промыслов, фольклора. В 30-е годы деятельность музеев стала носить ярко выраженный политический характер. Основной задачей стал показ социалистического строительства, борьба с религией. Сбор новых материалов по культурам народов практически не осуществлялся. В музее стационарно размещалась экспозиция только по культуре крымских татар.
Радикально изменила этнографическую картину в Крыму и музее Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Большой урон культурному наследию нанесла депортация народов Крыма. В 1941 году из Крыма были высланы немцы, в 1944 г. - армяне, болгары, греки, крымские татары. После войны этнография в Крыму как наука перестала существовать. Не стало в музее и экспозиции по культуре крымских татар.
С первого дня основания музея у него сложились плодотворные отношения с Ассоциацией национальных обществ и общин Крыма. Через средства массовой информации ведется популяризация национальных культур. Одним из направлений совместной работы является выявление людей, носителей традиционной культуры, а также сбор экспонатов.
На базе Крымского этнографического музея создана Крымская ассоциация этнологов, зарегистрированная при Международной ассоциации этнологов. Сотрудниками разработана концепция музея и его расширенная тематическая структура, решены основные проблемы художественного оформления основной экспозиции "Мозаика культур Крыма", торжественное открытие которой состоялось в апреле 1999 года. Вниманию посетителей предлагаются экспозиционные комплексы, рассказывающие о материальной культуре, обычаях и обрядах, традициях и праздниках 13 этносов и этнических групп полуострова. Представленные экспонаты на 80% подарены музею жителями Крыма. Главная задача Крымского этнографического музея - создание полнопрофильной экспозиции, в которой найдет всестороннее отражение традиционная бытовая (народная) культура всех национальностей Крыма.

 

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ


История этого великолепного собрания начинается с 1922 года, когда в составе Центрального музея Тавриды появился художественный отдел. Происхождение коллекции можно охарактеризовать очень сухо: вещи из дворцов и имений Южного берега Крыма, поступили в результате национализации 1918-1920 гг. Но содержание коллекции стоило самых лестных оценок.
Достаточно упомянуть отзыв газеты "Красный Крым" (май 1923 г.) на открытие экспозиции ЦМТ, где значительную часть занимал художественный отдел. Так, в зале Ренессанса выставлялись работы Г. Рени, К. Дольче, мраморный бюст работы итальянского скульптора XV века Вероккио (по приблизительным подсчетам оценивался в 600 тыс. рублей); отдельный раздел посвящался голландской живописи. В зале искусства XVIII-XIX столетий, наряду с "мраморной Марией Антуанеттой французского скульптора Гудена, широко представлялась русская живопись: К. Брюллов, Ф. Бруни, И. Айвазовский, И. Левитан, И. Шишкин". Музей хранил предметы декоративно-прикладного искусства: старинный хрусталь, фарфор, ковры, мебель.
Коллекция пополнялась за счет поступлений из Центрального Музейного Фонда (Москва), Третьяковской галереи, Русского музея (Ленинград). В 1927 году она насчитывала уже 1871 экспонат, многие из которых - произведения весьма высокого достоинства.
Коллекции нынешнего Симеропольского художественного музея представляют значительный интерес, имеют высокую художественную ценность. В начале экспозиции можно увидеть иконы московской школы, портреты кисти Д.Г. Левицкого, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, пейзажи И.К. Айвазовского. Творчество художников-передвижников представлено работами Н.А. Ярошенко, И.Е. Репина, Н.Н. Ге, А.И. Куинджи. В постоянной экспозиции - живопись В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, М.А. Врубеля, В.М. Нестерова, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, В.Д. Поленова- Плеяду блестящих имен продолжают И.Э. Грабарь, К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, Т.Н. Яблонская
Особый интерес вызывают крупные монографические коллекции художников, чья жизнь и творчество связаны с Крымом: ученика Айвазовского Э.Я. Магдесяна, М.М. Казаса, М.А. Волошина, К.Ф. Богаевского Н.С. Самокиша, Н.С. Барсамова- Современная крымская живопись и графика - это прекрасные работы С.Г. Мамчина, Ф.З. Захарова, В.Д. Бернадского, Л.В. Лабенка, Е.А. Сизиковой и многих других талантливых художников.
Экспозиции музея постоянно обновляются. В выставочном комплексе, так называемом "флигеле", проходят уже традиционные биенале молодых крымских художников и очень интересные выставки живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из фондов как Симферопольского художественного, так и других музеев.